Классный
час «Такое важное умение просить прощение» (круглый стол)
Классный руководитель 7 «А» класса
ГУО «Средняя школа №1 г.Дятлово»
Старикова О.М.
Цель: : обсуждение
нравственных проблем, понятия «простить», «прощение». формирование у учащихся
смысла понятия «прощение».
Задачи:
ü воспитывать
понимание значения умения прощать и быть прощённым в жизни человека;
ü развивать
положительные эмоции, стремление делать добро себе и другим людям;
ü научить
правильно реагировать на семейные конфликты и предложить способы их решения;
ü учить
анализировать поступки людей и оценивать свои;
ü развивать
нравственные качества личности;
ü воспитывать
нравственную культуру общения.
Ход
мероприятия
Введение
Игра
«Ванька-встанька». Учитель задает вопросы, а ученики
встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.
ü Кто любит шутки?
ü Кто когда-нибудь подшучивал
над своим другом?
ü Кто не любит, когда над ним
подшучивают?
ü Кто получал прозвища?
ü Кто знает продолжение фразы:
«Мирись, мирись и больше...»?
ü Кто хоть раз просил
прощения, когда кого-то обидел?
ü Кто хотя бы раз оказался не
прав в споре?
ü Кто согласен, что «на
обиженном воду возят»?
ü Кто на злобные слова
отвечает шуткой?
ü Кто прощал, когда его
обижали?
Учитель:
Проблема ПРОЩЕНИЯ в нашей жизни стоит очень остро. Жизнь преподносит разные,
порой не очень приятные моменты. Обиды копятся в душах людей, тем самым омрачая
жизнь. А что такое обида? Это БОЛЬ ДУШИ!
И когда болит душа, в ней гаснет любовь, доброта и теплота. Человек лишается
радости счастья. Наплывают черные тучи одиночества, злости и обиды на себя, на
обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо
работать, учиться, приносить пользу окружающим.
Решение этой проблемы –
выйти из этого состояния. А что этому поможет? Прощение, искренне осознание и
прощение обиды, т.е. так не на словах, а от всего сердца! Как научиться
людям, а особенно ребенку с его
чувственным темпераментом, прощать обидчика и вернуть радость жизни?
Отношения между людьми
редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях
это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно. Обида
причиняет боль. Как с этим справиться? Как я должен относиться к людям, которые
меня обидели, особенно если это произошло умышленно? Обо всем этом мы и будем
говорить сегодня на классном часе.
Вопросы
для дискуссии.
(В обсуждении вопросов
принимают участие все желающие, в конце обсуждения каждого вопроса свои
комментарии делает присутствующий священник)
1.
Каковы причины непрощения?
2.
Как узнать, простил я обидчика или нет?
3. Все ли обиды я должен прощать? Или есть
проступки, которые должны быть наказаны мной?
4.
Легко ли попросить прощения? И надо ли просить прощения?
Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно
было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до
надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали
одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
Вдруг разверзлась
бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и
Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе
жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а
языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки
навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
В «Толковом словаре
русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не
ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля
«простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства,
миловать».
На Руси давным-давно
существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день
Масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у
бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали
людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы эта
традиция – празднования прощеного воскресения - входит в нашу жизнь. В этот
день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня!». Можно
увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть:
«Прости меня!»
Ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты
всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и
попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на
кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот
картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с
которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? -
недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил
учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на
кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился...
-Как
вы думаете, много ли картофеля окажется у ученика в мешке?
Ответы детей: (Да. Он
не умел быть всегда в хорошем настроении и пришел просить учителя научить его
не злиться)
-
А зачем же ему этот картофель? (Что бы он напоминал
ему скольких он обидел)
Прошло какое-то время.
Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно
тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот
картофель, что он положил в самом начале стал портиться. Он покрылся скользким
налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный
запах.
- Да действительно картофель напоминал ему о том , что он многих и обидел
и этот груз тяжел. О чем напоминал ему все время неприятный запах? (О том, что эти поступки плохие, от них
плохо не только тем по отношению к кому ты так поступил, но и тебе самому.
Запах не дает забыть о плохом поступке)
Ученик пришёл к учителю
и сказал:
- Это уже невозможно
носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель
испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
- Тоже самое,
происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у
тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом
камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в
характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть,
ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе
возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты
решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот
камень.
-Какой
урок дал учитель своему ученику? (Не нужно с собой носить
груз обид. Нужно уметь прощать. От этого лучше всем.)
Наши пороки порождаем
мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок испорченной картошки за спиной?
Подумайте. нужен ли вам такой груз?
Слишком часто мы
думаем, что прощение - это подарок другому человеку. Конечно, это правда, но
лишь отчасти. Потому что это еще и
величайший подарок самим себе!
Поэтому в следующий
раз, когда вы решите, что не можете кого-то простить, спросите сами себя:
"Разве мой мешок недостаточно тяжел?"
Как
научиться прощать обиды?
Из
ответов учащихся составляется памятка-подсказка
1. Надо постараться за
своей неудовлетворенностью и душевным дискомфортом увидеть в себе непрощение и
искренне желать освободиться от него. Прощение — это добровольное решение
человека.
2. Подумать и вспомнить
случаи, когда я сам причинял боль другим людям таким же образом, как сейчас
обижают меня.
3. Если я в ответ
причиняю человеку такую же боль, какую он причинил мне, то я ничем его не лучше
и достоин не меньшего презрения, чем он.
4. Поговорить с другом,
кем-нибудь из взрослых или психологом о существующей проблеме и душевном
конфликте. В этом разговоре очень важны искренность и честность.
5. Постараться
примириться с человеком, причинившим боль, наладить с ним отношения, сказав,
что простил его. Сделать первый шаг.
Слово священника
Подведение итогов.
Рефлексия
- Изменилось ли ваше
понимание роли прощения в нашей жизни?
Классный час
заканчивается словами учителя:
-Ребята, вам
представилась хорошая возможность попросить прощения у одноклассников, если вы
их за последние дни чем-то обидели.
Использованные
источники:
1. Н.Майсак. Прощать –
значит любить...[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200103209.
– Дата доступа:15.02.2023.
2. Блог психолога Виктории
Ермошиной. ...[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://viktoria-ermoshina.blogspot.com/2014/02/blog-post_28.html–
Дата доступа:15.02.2023.
ПРОСТИТЬ
– не поставить в вину чего-н., забыть
вину, обиду. (Словарь Ожегова)
ПРОСТИТЬ
– проявляя снисходительность, снять с
кого-чего-нибудь вину за что-нибудь, не поставить кому-чему-нибудь в вину
чего-нибудь, извинить. Толковый словарь Ушакова
ПРОСТИТЬ
— снять какую-л. вину с кого-л., не поставить чего-л. в вину кому-л.; извинить.
(Малый академический словарь)
„Не
всегда прощения просит тот, кто виноват. Прощения просит тот, кто дорожит
отношениями.“ — Эрих Мария Ремарк
немецкий писатель 1898 - 1970
„Давайте
поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают
нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия,
прощения и доброты заслуживает каждый из нас.“ — Иоанн Златоуст архиепископ
Константинопольский, богослов 349 - 407
„Не
мсти, не отвечай злом на зло. Достаточно зла у соседа твоего; если ты ему
вернешь зло за зло, то удвоишь зло в мире; а если ему не вернешь, то он еще
сможет покаянием сжечь свое зло; и так ты терпением и прощением уменьшишь зло в
мире.“ — Николай Сербский епископ
Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский 1880 - 1956
„Выше
законов может быть любовь! Выше права — милость! Выше справедливости —
прощение. Этого достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня.“
— Евгений Павлович Леонов советский и
российский актёр театра и кино 1926 - 1994
„Любовь
– единственный ответ на любую нашу проблему. Дорога к ней всегда лежит через
прощение. Прощение избавляет от обиды и вины.“ — Луиза Хей 1926 - 2017
„Прощение
— это аромат, который фиалка оставляет на сапоге, растоптавшем её.“ — Марк Твен американский писатель, журналист и
общественный деятель 1835 - 1910
Комментариев нет:
Отправить комментарий