Тема: «Поступки человека – зеркало души»
Будевич Ж.М., классный
руководитель 3 класса
Форма проведения:
игровой практикум.
Цель: формирование представления нравственных качествах
человека.
Задачи:
·
формировать у
учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению;
·
развивать
самооценку, творческие способности;
·
воспитывать
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других людей.
Наглядность,
оборудование: музыка для психологического настроя (https://www.youtube.com/watch?v=SR0PGXgUqms);
словарь Ожегова; видеоролик(https://yandex.by/video/preview/15759873762736928958?spravka=dD0xNjc2NjU3NDc4O2k9MzcuMjEyLjg4LjgyO0Q9OTc5Nzg1MjQyOTlDNEUxOTgwODQ3OEMzQ0NFMzYzM0IyOTU4N0JGRTNGN0ZBNUY1RTlFNEM3RTAxMUQyRENBODM0NzRBMzNERTI4RTU0O3U9MTY3NjY1NzQ3ODc5MzYyOTM0ODtoPWJiN2ZlMzFmY2Y1ZGY4NGYwNWZmZThkMTQ4NWE5ZTE0&mstatid=99999999&rdrnd=491180);
смайлик с лучиками; таблицы с качествами людей; портреты М.Ломоносова, А
Невского, Г.Жукова, доктора Рошаль и др.)
План подготовки
1.
Составление сценария проведения классного часа
2.
Подбор и изготовление наглядного и раздаточного материала для проведения
классного часа
Ход классного часа
1.Оргмомент. Психологический настрой. Приветствие
- Однажды некий отшельник вышел из своего уединения и спрашивает у
прохожих: «У тебя есть сердце?» Один прохожий ему отвечает: «Почему ты не
спрашиваешь о душе, о разуме, а именно о сердце?»
- Как вы думаете, что ответил отшельник? Обсудите в парах. (Ответы детей. Если у человека злое
сердца, то и все его дела будут злые. Человек без сердца не
человек. Нет сердца — нет доброты, нет любви.)
Звучит приятна музыка (https://www.youtube.com/watch?v=SR0PGXgUqms). Под музыку дети рассаживаются в круг,
закрывают глаза. Учитель читает текст.
- Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте,
что внутри вашего сердца раскинулся великолепный сад — сад вашей души.
Светит солнце любви и тепла. Его лучи ласкают ваше лицо. Переливается
радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое нежно-зелёной
кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами
любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь
медленно вернитесь в класс и откройте глаза.
- Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытали? Что интересного и необычного увидели? Удалось ли ощутить тишину и покой? (Ответы
детей.)
- А я заметила, что от ваших слов,
улыбок, настроения в классе стало светлее, а всё потому, что
собрались здесь добрые, сердечные люди.
2. Обсуждение темы классного часа
- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё доброе в
жизни – от человека» (запись темы
классного часа на доске).
- Эти слова принадлежат М.Пришвину, писателю-натуралисту. Кто-то уже
догадался о теме нашего урока? (Ответы
детей.)
- Я хочу вам подарить притчу «О мальчике и морской звезде» (просмотр видеоролика).
Анализ видеоролика:
- Каким делом был занят мальчик? Почему он спасал морские звезды? Какие
общечеловеческие ценности принадлежали этому мальчику? Можно ли назвать
мальчика красивым человеком и почему? Всегда ли внешняя красота совпадает с
внутренней? Какими качествами должен обладать красивый человек?
ВЫВОД: Даже самый скромный, неприметный человек, который не имеет от природы
внешней красоты, но богат душевной красотой - прекрасен.
3. Физкультминутка - игра «Лети, лети, лепесток»
Дети держатся за руки таким образом, чтобы руки, закругляясь, изображали
лепестки. Учитель, беря за руку по очереди каждого, как бы открывает лепесток.
Со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через
юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»:
учитель, кружа ученика, подводит его к тому из ребят, перед которым он может
как-то по-доброму проявить себя. «Лепесток», оказавшись около одноклассника,
говорит ему что-то ласковое, доброе, хвалит за что-то, может быть, извиняется
за какой-то свой поступок. Так проходят свой путь все «лепестки».
4. Работа над понятием нравственность
·
Работа в парах
- Ребята, прочитайте слова, которые записаны на доске (прикреплены на карточках).
мораль нрав поведение нравственный порядочность правила воспитание
нравы нравиться этика совесть доброта чистота качество чувство характер
честь уважение воспитанность поступок честность благородство понимание
человечность приличия добродушие добродетель достоинство
- Соберите слово, которое объединяет все эти понятия (НРАВСТВЕННОСТЬ).
- А что такое нравственность? (Ответы детей.)
- Давайте обратимся к словарю Ожегова (Зачитывается
определение слова «нравственность».)
- На вашем столе лежат бумажные незаполненные таблицы. Ваша задача: распределить
в один столбик понятия - нравственные качества, в другой – безнравственные (Учащиеся в парах заполняют таблицы.)
- Прочитайте, что у вас получилось (По одному от каждой пары.)
- А теперь посмотрите на доску. Видите на ней весёлый смайл? Какие лучики
мы к нему прикрепим? (Ответы детей.)
- Правильно, все самые хорошие.
- Подумайте, почему этот смайл улыбается и похож на солнышко? (Ответы детей.)
- Верно, потому, что он сам добрый, от него идет тепло, к нему тянутся люди
и у него много друзей.
- Прочитайте что написали во втором столбце. Будет ли человек с такими
качествами такой же радостный, солнечный? (Ответы
детей.)
- В истории много славных имен, подающих пример высокой нравственности. (Демонстрация портретов выдающихся людей - М.Ломоносов,
А Невский, Г.Жуков, доктор Рошаль и др.)
- Человеку свойственно оценивать окружающих его людей, будь это коллеги по
работе или сосед по парте, и каждый из нас имеет определенные представления об
идеале наиболее ценных свойств человека. Мы всегда обращаем внимание на то, как
с нами обращаются люди, как они себя ведут. На эти качества люди ориентируются
в процессе всей своей жизни.
- Сейчас вы поработаете
в группах и докажите почему эти качества так важны для людей.
·
Работа группах
- Каждой группе
предстоит обсудить важные человеческие качества.
Задание 1 группе
- Один философ сказал: «Недостаточно
делать добро, надо делать его правильно». Я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, она
лежит у вас на столе. Прочитайте её, обсудите с товарищами, а потом мы все
вместе дадим оценку этой ситуации.
Ситуация 1.
Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во
время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая
в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчик
подошёл и с укором сказал:
«- Что ж вы,
бабуля, такая невнимательная. Так и кости переломать можно».
Дайте оценку поступку. А как
бы вы поступили?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять
доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо
тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
- Какие вы молодцы!
Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и
поступаете правильно
Задание 2 группе
Вспомните героев сказок, былин и рассказов и их мужественные поступки.
Расскажите о них.
Задание 3 группе
Разыграйте сценку «Случай в школе» и
ответьте на вопросы.
Сценка «Случай в школе»
-У тебя правда нога
болит?
-Никакая у меня нога не
болит. А у тебя, правда, в животе колет?
-Ничего у меня в животе
не колет.
-Ловко мы с тобой в
классе остались! Ребята сейчас там. На физкультуре, прыгают, а мы просто так
сидим – красота! Давай через парты прыгать!
- Как вы расцениваете поступок девочек? Какие качества проявила девочка? Нужны такие качества человеку? А как проявляется честность в вашей повседневной жизни?
Задание 4 группе
«Звезда милосердия». Нарисуйте звезду милосердия и на ее лучиках напишите пять разных способов
помощи людям в ситуации «Кого-то в классе обижают».
Задание 5 группе
Составьте кодекс чести, т.е правила дружбы.
5. Защита работы групп
6. Рефлексия - игра «Кейс»
- Если бы у вас был кейс, в котором могло бы поместиться только два совета,
какие бы вы взяли с собой после нашей встречи? (Ответы детей.)
- Почему именно эти?
7. Подведение итогов классного часа
- Закройте глаза вспомните, о чем мы сегодня говорили на занятии.
- Подумайте о том, что вам поможет
быть красивым настоящим человеком. Я хотела бы закончить наш урок красивым
стихотворением Н. Ашурова.
С угрюмым видом
молчаливо
Ты возле зеркала не стой
–
Труднее в жизни быть
красивым,
А не родиться с
красотой.
Открытий много в нашем
веке,
Но эта истина проста:
В любом обычном человеке
До срока дремлет
красота.
Жизнь красотою не
обидела
Ни мудреца, ни подлеца,
Но красоту души увидеть
Всегда труднее, чем
лица.
Увы, но может не
растрогать
Лица иного красота,
Когда в душе его нет
Мира –
Душа по-прежнему пуста.
Лишь только души
раскрывая,
Мы понимаем до конца –
Душа красивою бывает.
Список
использованных источников
1. https://infourok.ru/postupki-cheloveka-zerkalo-dushi-6332214.html Дата доступа 28.01.2023
2. https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-dlya-nachalnykh-klassov-dobrota-zerkalo-dushi.html Дата доступа 28.01.2023
3. https://www.liveinternet.ru/users/romanitsa/post254408261/ Дата доступа 28.01.2023
Комментариев нет:
Отправить комментарий