Час чтения сказок "Добро побеждает зло"

 Час чтения сказок «Добро побеждает зло»


Подготовила: Воляк Н.М., воспитатель 

группы продлённого дня


Цель: формировать у учащихся представление о добре и зле; доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.

 

Задачи:

  1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.

  2. Поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

  3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

  4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

  5. Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.


Ход мероприятия


Объявление темы и цели занятия.

- Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим об очень важном человеческом качестве, которое помогает обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком. Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь?


Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти

вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.


- Что такое добро? Что такое зло? На протяжении многих веков люди пытаются ответить на эти вечные вопросы. Давайте сегодня и мы попробуем поразмышлять над этими понятиями.


Основная часть

- Что вы представляете, о чём вспоминаете, услышав слово «доброта»?

Ответы детей

- Многие из вас верно понимают, что такое доброта. Точное же определение мы можем найти в «Словаре русского языка» Ожегова: «Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям».

- Группе ребят было дано задание: исследовать слово «добро». Послушаем их.

«Мы узнали, что это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Много теплых добрых слов в его речи, приветствиях и пожеланиях. Однако по-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Мы нашли огромное количество пословиц и поговорок об этом. 

1. Спеши делать добро.

2. Добрые дела красят человека.

3. Без добрых дел нет доброго имени.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Злой не верит, что есть добрые люди.

6. Добро век не забудется.

7. От добра – добра не ищут.

8. Доброе сердце лучше богатства.

9.  При солнышке тепло, при матушке добро.

10. Худо тому, кто добра не делает никому.

Есть в русском языке такие выражения: «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?

Рассуждения детей

Дать добро - дать согласие, разрешение на что-либо.

Получить добро - получить разрешение, согласие на что-то.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи мне ласковое слово». Я даю вам мячик, а вы должны передавать его друг другу, произнося при этом доброе, ласковое слово.

- Спасибо, ребята! Мы с вами убедились в том, что порой добрые слова найти очень трудно!

- Попробуйте ответить, какого цвета добро?

- А какого зло?

Ответы детей

- Да, действительно, зло-это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье, его можно изобразить в чёрном цвете.

- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. Даже в стихотворении об этом говорится.


Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор:

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю -

Земные блага подарю.

Машины, деньги, мощь и власть- 

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша -

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом,

И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор.

Не оставляют этот спор.


- Давайте попробуем выяснить, что же побеждает на земле - добро или зло? В этом нам помогут сказки. Ведь одной из главных тем сказок всех народов была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Какие обычно побеждают? Кто становится счастливее, добрый человек или тот, кто хочет достичь своей цели злым способом?

Ответы детей.


- Проведём викторину «По дорогам сказок». Это доброе сражение покажет, хорошо ли вы знаете добрых и злых сказочных героев.


Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)


Самая злая старуха во многих сказках. (Баба Яга)


Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)


Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)


Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)


Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)


Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)


Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц. (Золушка)


Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)


Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда)


Какой мультипликационный герой призывал всех жить дружно? (Кот Леопольд)


- Так правы ли мы были, утверждая, что добро побеждает зло?

Ответы детей.

- Действительно, через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Читая сказки, слушая их, мы всегда переживаем за добрых героев, радуемся за них, когда их мечты сбываются и желания исполняются. Да, в сказках-то все получается, а вот в жизни не всегда. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И всё же сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить правильно, учились добру, любви, красоте, радости. Сказки помогают нам понять, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.

- Готовясь к нашему разговору, вы читали сказки о добре и зле и готовились ответить на вопрос: «На какого героя я хочу быть похожим? Почему?» Кто желает высказаться?

Ответы детей


Физкультминутка «Доброта»


Друзья, за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Мы собрались в этот круг -
Рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра -             
В каждом пусть живет она.

По крупинке соберём -  
Доброту к груди прижмем,
Вверх подбросим к облакам -
И с небес  польется к нам,
Мягкой струйкой доброта.
Игра эта так  проста.

С добром в мире всем тепло -
В стужу греет нас оно.
Жить с добром намного легче:
От невзгод оно нас лечит.
Подари друзьям добро -
И вернется к вам оно.


Чтение и обсуждение сказок о добре и зле

Кто кого сильнее, кто кого страшнее

Кто кого сильнее, кто кого страшнее — вот о чём вчера спорили весь день звери.

Вначале они думали: всех страшнее, всех сильнее — БОДАСТАЯ УЛИТКА.

Потом решили: нет, всех страшнее, всех сильнее — ЖУЧОК-РОГАЧОК.

После жучка-рогачка всех страшнее, всех сильнее — КОЗЛИК.

За козликом — БАРАН — БЕЙ В БАРАБАН.

За бараном с барабаном — БЫК — РОГАМИ ТЫК.

За быком — НОСОРОГ-КОСОРОГ.

А за носорогом, а за носорогом всех страшнее, всех сильнее — КЛЫКАСТЫЙ СЛОН.

Так и сказали звери слону:

- Ты, слон, самый сильный! Ты, слон, самый страшный!

Но слон обиделся.

- Конечно, кивнул он, я самый сильный. Но разве я самый страшный и самый злой? Неправда!

Слоны добрые.

Прошу, пожалуйста, мною никого не пугать.

Я очень люблю всех маленьких!


Сказка про доброту и Петушка

Жил-был Петушок. Его домом был славный курятник на окраине птичьего двора. Петушок был добрым и отзывчивым. Он всегда заботился о младших, приносил им потерявшиеся зернышки.

Утром Петушок ходил на работу. Как только огромное золотое солнышко появлялось на горизонте, петушок громко кричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Все были рады, что Петушок ответственно относился к своим обязанностям. «Проспать» — такого слова для петуха не существовало. Если звучало весёлое «Ку-ка-ре-ку!», то жители птичьего двора точно знали, что сейчас раннее утро, впереди новый день и ещё много дел можно сделать.

Но вот однажды Петушок отправился на вечернюю прогулку к плетню. И вдруг он увидел, как кто-то барахтается в канаве. Он внимательно посмотрел вниз и увидел маленького гусёнка, который непонятным образом забрался сюда и угодил в канаву. Петушок попытался спасти бедолагу, но у него ничего не вышло.

Смеркалось. Птичья братия активно готовилась ко сну. О гусёнке, похоже, никто не вспомнил. И тогда Петушок принял решение – надо кукарекать. И он начал.

Старый гусь нашёл его у плетня и спросил, почему кукареканье происходит в столь неурочный час? Петух показал в канаве барахтающегося малыша. Старый гусь, опытный и мудрый, немедленно помог бедняге.

А на птичьем дворе недовольно ворчали:

— Петушок зазнался, кричит, когда хочет. Нам это не нравится. Надо же, ночь на пороге – а он кукарекать вздумал!

А утром на птичьем собрании старый гусь поблагодарил спасителя:

— Ты сделал доброе дело, Петушок. Молодец, друг, не растерялся!

Старый гусь ещё долго говорил про добро, про добрые поступки.

Петушок скромно молчал. Молчали и те, кто ещё совсем недавно ворчал на него…


Вопросы и задания к сказкам:

- О каких животных идёт речь в сказке?

- В чём заключалась доброта Слона и Петушка?

- Почему Слон обиделся, что его считают злым?

- Как связаны между собой петух и солнце?

- Где Петушок нашёл гусёнка?

- Почему Петушок закукарекал в неурочное время?

- Кто спас гусёнка?

- Почему мы говорим, что эта сказка про доброту?


Какие пословицы подходят к сказкам?

Добротой свет стоит.
Ценна помощь вовремя.
Доброму везде дорога.


Итог.

- О чем мы говорили сегодня? Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить? В чем это проявилось на сегодняшнем занятии?

- Наше мероприятие подходит к концу.  Давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. Творите добро, и оно непременно вернется к вам!



Комментариев нет: